МЕНЮ
ВИДЕО

Дэвид Чемберлен. Разум вашего новорожденного ребенка

Сегодня пренатальная и перинатальная психология и медицина, похоже, наносит очередное “оскорбление” тем людям, которые твердо убеждены, что плод в матке глух и нем, ничего не чувствует, не понимает, не обладает памятью и не проявляет никакой психической и эмоциональной жизни.

Между тем новая междисциплинарная наука утверждает совершенно обратное! Этому посвящены сотни научных исследований, опубликованных в течение последних 30 лет в профессиональных журналах, доложенных на 15 всемирных конгрессах и многочисленных международных конференциях и симпозиумах, в том числе в России.

Книга Дэвида Чемберлена, американского психолога и исследователя, — одна из наиболее ярких публикаций. Автор ниспровергает существующие представления о новорожденных детях и открывает новые знания о них.

Во-первых, Чемберлен скрупулезно собрал публикации с научными данными о психических и эмоциональных проявлениях новорожденных. Профессиональная оценка и заключения автора заставляют чувствительного читателя вздрагивать от неожиданной и аргументированной интерпретации. Во-вторых (и это составляет новизну данной книги), он изложил результаты собственных научных исследований. Тщательно подобранные пары мать — ребенок и методически точно выполненные исследования с помощью гипноза и ребефинга позволили Чемберлену доказать существование у человека памяти рождения. Открытие этой страницы жизни человека меняет наши представления о самих себе, а также имеет важное практическое значение, поскольку становится мощным аргументом в пользу необходимости изменить современную технологию родовспоможения в сторону его гуманизации.

Название книги может ввести читателя в заблуждение, поскольку она содержит обширную информацию об эмоциональной жизни не только новорожденного, но и младенца до рождения. И это усиливает эффект, производимый книгой, поскольку показывает, что разум ребенка не включается внезапно после рождения, с первым вдохом, а проходит интенсивное развитие еще во время пренатальной стадии. Представленные в книге данные круто меняют представления многих людей, которые начинают осознавать, “как много сделано ошибок”. Она написана и издана во имя того, чтобы число родителей, совершающих ошибки и неосознанно наносящих психологические травмы своим детям, уменьшалось, чтобы число людей, свободных от перинатальных травм, увеличивалось.

Будущие родители получают уникальную возможность понять, что нужно делать и как можно предупредить появление таких травм, которые осложняют жизнь их детям и возвращаются к ним в виде трудноразрешимых психологических проблемам.
Читателю-профессионалу, например, врачу-акушеру или неонатологу, тон Чемберлена может показаться вызывающим и даже оскорбительным. Он бросает им обвинения в игнорировании сведений о новорожденных, полученных учеными в последние десятилетия. Однако психологическая перестройка — самая сложная из всех видов изменений: это процесс, который требует времени для накопления подтверждающих научных данных, преодоления сопротивления скептиков, превращения новых знаний из сенсационных в обыденные. Но прежде всего необходимо, как минимум, обладать новыми знаниями. В этом отношении книга Чемберлена предоставляет уникальную возможность. Те, кто понимает значение новых знаний о неродившемся и новорожденном, проявляют нетерпение и используют различные приемы, чтобы привлечь внимание общественности и профессионалов к этой очень важной для всего человечества проблеме. Этим можно объяснить острый полемический язык, которым написана книга, захватывающая читателя с первых же страниц.

Книга включает в себя философские аспекты, которые могут привести в замешательство неподготовленного читателя. Так, результаты проведенных исследований позволили Д. Чемберлену поддержать идею, что мозг и сознание разделены, высказанную нейрофизиологом сэром Ч. Шеррингтоном, получившим Нобелевскую премию (1932) за открытие функции нейронов. Добавим от себя, что эту идею разделял другой Нобелевский лауреат (1963), тоже нейрофизиолог, Дж. К. Экклс, полагавший, что мозг “не является продуцентом мысли, а лишь ее акцептором”. Гипотезу поддержала академик Н.П. Бехтерева с оговоркой, что это не касается мышления, направленного на обеспечение биологических потребностей организма. Известный американский нейрохирург У. Пенфилд, внесший серьезный вклад в развитие нейрофизиологии, в своей последней книге “Тайна сознания” (1976) выразил сомнение в том, что сознание является продуктом мозга и что его можно объяснить в терминах церебральной анатомии и физиологии.
С. Гроф, американский психиатр, один из основоположников трансперсональной психологии, на основании собственных исследований многочисленных пациентов и добровольцев с помощью ЛСД и холотропного дыхания ставит под сомнение существующие модели сознания. Для пояснения он создает интересный образ: “Представьте, что у вас сломался телевизор. Вы вызываете мастера, который что-то где-то покрутил, и вы получили возможность вновь видеть изображение и, вращая ручки, переключать с одной станции на другую. Вам же не приходит в голову мысль, что все эти станции сидят в этом ящике…”. И заключает: “Мозг не продуцирует мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь, а почки — мочу…”.

СОДЕРЖАНИЕ

Новый взгляд на неродившегося и новорожденного ребенка.

Введение. Разум новорожденного
Часть первая. ВАШ НЕОБЫЧНЫЙ НОВОРОЖДЕННЫЙ
1. Развитие тела и мозга
2. Бдительность и знание
3. Изучение и запоминание
4. Обаятельная личность
5. Одаренный коммуникатор
Часть вторая. ДЕТИ ПОМНЯТ СВОЕ РОЖДЕНИЕ
6. Открытие памяти рождения
7. Маленькие дети вспоминают
8. Сопоставление воспоминаний
9. Роды, какими их помнят малыши
10. Ловушки
Часть третья. РОЖДЕНИЕ: ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ
11. Дебора знала, что у нее есть разум
12. Кит при рождении сталкивается со смертью
13. Джеффри: важность прикосновений
14. Кристина любима своими родителями
15. Измененный мир Чарльза
16. Илэйн: Предписание малыша для родов
Заключение. Жизнь с вашим разумным младенцем
Десятилетний юбилей. Перспективы
Приложение 1. Заметки об абортах
Приложение 2. Заметки о чувстве вины у родителей
Источники и материалы для чтения

Смотрите также