Мишель Оден. Этологический подход к изучению любви

1:57 | блог

Целью этологического подхода в данном случае является изучение отношения различных культур к процессу деторождения. Сравнивая различные культуры, мы продвигаемся в «изучении любви», потому что каждый народ в этом отношении уникален. Этология располагает множеством материалов о беременности, деторождении и первых днях после родов, из которых становится видно, что очень часто человеческие сообщества тем или иным образом вмешиваются в физиологический процесс рождения, навязывая различные образцы поведения в этот период.

Прежде всего, вмешательство в естественный процесс родов исключает возможность рожающей женщины уединиться, хотя все млекопитающие во время родов предпочитают, чтобы за ними не наблюдали. Согласно исследованию Бетси Лозофф, в 62 % человеческих сообществ на родовые муки пытаются активно влиять, поглаживая живот руками, даже постукивая по нему или расширяя вручную шейку матки. У многих народов распространено мнение, что молозиво – это нечто вредное для ребенка и его нужно уничтожать. Например, в Тюдоре или Англии во времена Стюартов, молозиво открыто рассматривалось как вредное вещество и подлежало удалению. Хотя согласно современным биологическим исследованиям, молозиво, выделяющееся из женской груди после рождения ребенка, имеет огромную ценность. Не зря ведь в новорожденных младенцах природой заложена способность находить материнский сосок в первый час после рождения.

Ритуалы, проводимые многими народами сразу после рождения ребенка, лишают мать и дитя их первого контакта, который имеет огромное значение для их последующих взаимоотношений. Быстрое перерезание пуповины, купание младенца, натирание его, тугое пеленание, связывание ножек, «окуривание» ребенка, прокалывание ушей маленьким девочкам, открывание дверей в холодных странах – все это примеры такого вторжения со стороны. В той же Англии мать не признавали «очищенной» после родов до тех пор, пока у нее не прекращались лохиа (кровяные выделения). Ей не разрешалось кормить грудью своего ребенка и общаться с ним, пока не производился обряд религиозного очищения.

Изучая экстремальные случаи

Понадобились бы тома, чтобы подробно описать особенности различных культур в области родовспоможения. Однако из беглого просмотра данных можно сделать простой вывод: чем больше то или иное сообщество культивировало агрессию и воинственность, тем активнее происходило вмешательство в процесс родов. Обряды и верования вводились для того, чтобы разрушить формирование у ребенка способности любить.

Ведь только будучи агрессивным, наш далекий предок мог победить в неравной борьбе за существование с природой и себе подобными.

В Древней Греции, в Спарте воспитывали воинов, если вы помните. Когда рождался мальчик, его бросали на пол. Если он выживал после такой экстремальной процедуры, значит, ему суждено было стать хорошим воином.

Вмешательство в процесс родов, в первый контакт матери и ребенка и распространение идей, подобных той, что молозиво вредно для ребенка, – довольно распространенное явление в разных культурах, а такого рода поведение способствует эволюционному господству. Проследив историю культур, достигших в своем развитии двадцатого века, можно заметить, что все они придерживались определенной стратегии выживания, которая заключается в порабощении природы и в превосходстве над другими человеческими группами. Достигалось это преимущественно путем ослабления в человеке способности любить, будь то любовь к родителям или к природе, к слову сказать, имеющей прямое отношение к любви к Планете Земля. Те народы, которые не придерживались агрессивной стратегии, закончили свое существование еще до начала развития сельского хозяйства.

Наша трактовка подтверждена данными об очень малом количестве доаграрных народов. У них была другая стратегия выживания. Она заключалась в том, чтобы жить в гармонии с экосистемой, развивая способность любить ближнего и все сущее на Планете Земля. Примером могут служить пигмеи, жившие в лесах Итури в Заире. У них был глубоко укоренившийся экологический инстинкт, в особенности огромное уважение к деревьям. Согласно материалам Джина Пьера Халлета, у них не было поверий или примет, связанных с процессом деторождения. Благодаря Мелвину Коннеру мы также знаем об «уединенных родах без посторонней помощи» у африканских охотников и собирателей! Кунг Сан: «Женщина, чувствуя раннюю стадию родовой деятельности, ничего никому не говоря, спокойно покидает деревню. Она проходит несколько сотен ярдов, в то время как роды неминуемо надвигаются, находит место в тени, очищает его, устраивает мягкую подстилку из листьев и рожает, сидя на корточках или лежа на боку – как сама того пожелает».
Несомненно, в тех человеческих группах, чья стратегия выживания была основана не на доминировании над Природой, вмешательство в физиологические процессы было минимальным.

Выводы, которые мы можем сделать с помощью этологического подхода, только укрепляются при рассмотрении их с разных ракурсов. Возможные длительные последствия короткого около родового периода подтверждены. Этнологический подход представляет идею любви к природе и показывает, что отношения к матери и отношения к Планете Земля – это две стороны одного и того же феномена.

Потрясая основы наших культур

Становится понятным, почему все, кто рассматривает связь процесса деторождения и человеческой способности любить, сталкиваются с большими препятствиями в своей работе: они расшатывают саму основу наших культур.

То, что в успешных человеческих сообществах – в тех, которые не вымерли – выгодно снижать и контролировать различные аспекты способности любить, включая любовь к Природе, объясняет широко распространенную тенденцию нейтрализации, препятствования и даже преследования тех, кто изучает и распространяет информацию о связи между способностью любить и тем, как мы были рождены.

Много общего мы найдем между современными эпидемиологами, банк данных которых позволяет бросить новый взгляд на перинатальные ритуалы, веры и практики, и передовым исследователем Человеческой природы Вильгельмом Рейхом, который заявил, что «цивилизация начнется в тот день, когда благополучие новорожденных младенцев будет важнее всех других соображений». Рейх умер в тюрьме. Его взгляды похожи на взгляды Фредерика Лебуайе, который в поэтической форме написал о родах и их последствиях, которые «везде»… «во всех наших безрассудствах, в нашем безумстве, наших мучениях, наших тюрьмах, наших легендах, эпосах и мифах». Идеи Лебуайе, будучи искаженными и нейтрализованными, трансформировались в «метод Лебуайе».

Эта концепция имеет много общего с идеями, переданными в легенде об Иисусе. Иисус был рожден в хлеву между самками, и он был Тем, кто провозглашал Любовь. Символизмом этой части легенды пренебрегали на протяжении двух тысячелетий.

Этологический подход также помог нам понять, что только те общества, которые развивали свою способность доминировать над Природой и другими человеческими группами, сохранились до конца тысячелетия. Все другие культурные сообщества исчезли. Но сейчас наступило то самое время, когда мы осознаем срочную необходимость развивать уважение к Планете Земля и другие формы любви. Человечество находится в поворотной точке, когда глубокие традиции и верования, связанные с перинатальным периодом, теряют свое эволюционное значение.
Сейчас мы достигли эпохи экологического сознания и научного изучения Любви. Человечество должно и может найти новые стратегии выживания.

Резюме

В большинстве известных человеческих сообществ до сих пор преимущественно снижались и контролировались различные аспекты способности любить, включая любовь к природе, и развивалась человеческая агрессивность. Чем больше в обществе необходимость в агрессии и способности разрушать жизнь, тем интенсивнее ритуалы и обычаи, вмешивающиеся в процесс родов.