Олег Боровик. Вопросы о родительстве

12:23 | блог

Вопросов о родительстве конечно море, особенно когда только-только сталкиваешься с бесконечным числом новых жизненных ситуаций, когда в семью пришел ребенок.

1. Вот такой вопрос. Когда растишь и воспитываешь ребенка, то сталкиваешься с целой пучиной идей и мнений, как и что делать ПРАВИЛЬНО. Причем сколько ни стараешься составить некую целостную единую концепцию, все равно многие вещи остаются под вопросом, ни одно прикладное «учение о ребенке» (как спать, что есть, как лечить итп) не удовлетворяет меня полностью и не отвечает на все вопросы.

Жить с этим мне как-то тяжело. Во-первых очень хочется иметь учение, в котором устраивает все. Чтоб уже полностью на него положиться и не быть вынужденной выстраивать по отношению к каждому вопросу определенное мнение. Понимаю, это продиктовано нежеланием постоянно пребывать в осознанности и брать на себя ответственность за все решения, но психологически все равно тяжело. Во-вторых получается, что в итоге я ни с теми, кто за «естественное родительство», ни с теми, кто за воспитание по Споку, ни с какими-нибудь третьими. У всех своя идеология и каждый довольно категорично ее отстаивает – «кто не с нами, тот против нас». Получается я чувствую себя везде чужой и оппортунистом. А очень хочется, чтоб была хотя бы малая группа людей, которая воспринимала бы мои действия и выбор с энтузиазмом, хлопала меня по плечу и говорила: «так держать»)) А уж если совсем честно, то хочется, чтоб вообще все были в восторге. А тут так устроено, что каждый отстаивает какую-то свою концепцию, в которую я не вписываюсь, а все остальное критикуется или рассматривается как неполноценное. В итоге я напрягаюсь и расстраиваюсь от любого общения по поводу детей, потому что везде ожидаю и в результате естественно нахожу осуждение и скепсис. Сама собой недовольна, что с теми кто против сосок, подстраиваюсь и делаю вид будто вообще никогда соску не даю, а с теми кто говорит, что соска необходима для здорового развития ребенка, говорю, мол да, иногда даю. И эта «подстройка» происходит как-то помимо меня, как ни глупо это звучит. Не хочу оправдываться и поддакивать, но все равно делаю это.

2. Отсюда вытекает постоянная конфронтация с мнением других людей. Особенно речь о близких – бабушках, дедушках и прочих участниках большой семьи, рода. У них конечно тоже есть какие-то свои представления, о том «как надо». И я болезненно к ним отношусь. Обычно они произносят нечто вроде: «вот в наше время делали так-то и так-то и ведь вы все-таки выросли хорошими людьми», «а мы вот не сидели только с ребенком целыми днями, вы у нас сами тихо сидели в кроватке, играли и не плакали, а мы делали все по дому» и в таком духе. Причем я допускаю и верю, что они все это говорят не для того чтоб обвинить меня в некомпетентности, но все равно обижаюсь и защищаюсь. Для бабушек-дедушек позиция с отказом от прививок, от походов по поликлиникам, недоверие к мнению обычных врачей, детское вегетарианство, гомеопатия, даже отказ от соски и список можно долго продолжать – все это выглядит для наших родителей либо как вызов, либо как выпендреж, либо как критика в их адрес, но никогда как нечто положительное. Я не слышу слов поддержки и одобрения вообще, слышу только сомнение в выбранном мной пути. От этого ощущение постоянно, что плыву против течения и это отбирает много сил. Которых и так надо много каждый день.

Посоветуйте пожалуйста, как смириться с таким положением вещей? Как жить в контакте со своими родителями и с миром в целом, не страшась их несогласия и не напрягаясь от их неприятия? Как не зависеть от чужого мнения и не пытаться оправдываться или таиться по поводу своих убеждений на каждом шагу? Такое внутреннее раздвоение-растроение выматывает и оставляет большую неудовлетворенность. Подскажите как не злиться на окружающих людей, что они другие и как простить им, что они хотят сделать из меня себя?

3. Еще интересно ваше мнение по поводу прививок, детского вегетарианства, долгого млекопитания и прочего. С одной стороны, я понимаю, что всякие технологии – «совместный сон», «педагогический прикорм», ну и там много еще чего сейчас изобретено “естественниками” – помогают младенцу легче адаптироваться и получить первое представление о мире, в который он пришел. Но мне претит убежденность как сторонников так и противников этих технологий, поскольку оба лагеря считают, что например если ребенок будет спать с мамой, то он вырастет с доверием к миру и вообще счастливым будет, а если будет спать в своей кроватке один с самого раннего младенчества, то будет тревожным и холодным. Противники совместного сна по-другому причинно-следственные связи выстраивают, но все равно они убеждены, что влияет именно то как и с кем ребенок спал. Т.е. оба лагеря полагают, что вот эти внешние действия формируют личность. У меня какие-то большие сомнения на этот счет. Потому что технология это форма, она может быть наполнена разным содержанием. Пока у меня ощущение, что концепции “естестественного родительства” важны не столько для ребенка, сколько для самого родителя, поскольку обеспечивают родителю концентрацию на определенном уровне целей и аскез. И уже это качество концентрации родителей на каких-то задачах воздействует на сознание ребенка, а не сам факт, спит ребенок с мамой или отдельно, кормится молоком до четырех лет или до двух. поэтому с одинаковыми технологиями и такие разные результаты бывают.
Осознавая все это, тем не менее постоянно попадаю в ловушку ума и верю в какую-то концепцию – то в сон совместный, то во вредность соски, то еще во что-то (а спрашивая себя внутри, чем обоснована эта моя вера и целесообразность концепции, не могу ответить даже себе), и от стремления следовать такому жесткому правилу получаю сначала усталость, потом глубинную неудовлетворенность и ощущаю как-то нелепость моей привязанности к буквальным предписаниям. И тем не менее опять же ищу какие-то новые универсальные «более правильные» предписания, которые вместили бы все многообразие жизненных опытов. Ведь без концепции не получается действовать осознанно.